The Sounds of Tsingiskhan и Başkarma - первые татарские рок-группы
 
Музыка     10 августа 2019

Среди главных достижений фестиваля Tat Cult Fest – реюнион группы Başkarma и The Sounds of Tsingiskhan из Финляндии. О первых татарских рок-ансамблях рассказывает их лидер Дениз Бадретдин.

«Лето мы проводили на даче. Когда мне было 13-14 лет, отец принес мне две пластинки с проигрывателем - All My Loving и Twist and Shout. Я их раньше слышал по радио, но когда у меня появились свои пластинки, очень любил эти песни. На финском радио современная музыка тогда звучала лишь 30 минут в день. Я слушал ее дома у своего друга Юкко Толонена, восхищался тем, как он в 15 лет играл на гитаре: он был ничем не хуже Джеффа Бека и Карлоса Сантаны! «Раз он играет, то и я могу играть», - наивно подумал я и начал учиться.

Так, в 1967-1968 годах у трёх татар появилось желание играть татарскую музыку в современных стилях, на западных инструментах. Три парня -это я и два брата - Рауф и Акиф Бишары. Новая возможность реализовать эту мечту появилась в 1969 году. Бату Алкара, 8 лет проживав в Стамбуле, вернулся в Финляндию. Он посещал международный колледж Robert College, где студенты много играли современную музыку. Мы тоже, глядя на него, научились. Так появился The Sounds of Tsingiskhan: Дениз Бедретдин – бас-гитара, Акиф Бишар - барабаны и фортепиано, Бату Алкара - лид-гитара, Рауф Бишар – ритм-гитара»




 

Для татар Финляндии культурные мероприятия организует организация "Объединение турков Финляндии". Во время чаепитий и проходили первые выступления «Звуков Чингисхана»: «Это было наше rebel-время. На вечерах у сцены за длинными столами сидят бабушки и дедушки, в конце - молодежь. Мы не смогли закончить первую композицию, поднялся шум: где баян, почему вы испортили песню. Но мы продолжили работу, нас поддержали другие, люди среднего возраста, молодежь. 10-20 процентов наших выступлений прошли вне организации. Было и такое, что приглашали на радио. Тогда было время идеалистов, все было интересно, о нас узнали активные финны.
 

Тогда я сам играл с финнами на бас-гитаре в группе The Hawks. Мы тянулись к стилю Led Zeppelin, барабанщик очень любил играть так же, как Джинджер Бейкер. Там я выплескивал кипящую энергию, играл в клубах. Особенно мы нравились одному из клубов байкеров. Как-то на нашу репетицию они приехали за 50 километров от Хельсинки».

В 1975 году квартет выпустил пластинку «Biznin Bilen – Urta-Idil Halik Köyleri» (Вместе с нами — народные мелодии Средней Волги). Несколько песен исполнила молодая девушка Дина Азиз (в то время – Абдул), иногда микрофон брала Хамида Зайдам. Тогда The Sounds of Tsingiskhan больше старался играть инструментальные варианты народных мелодий: "Ребята тянулись к The Shadows, которая играет такую музыку. Я больше интересовался Клэптоном, Cream, Хендриксом. Тем не менее, мы сами спели «70 чакрым». А так... было стыдно, наверное, и семья не одобряла, мол, нет у нас умения петь».

В 1979 году вышла в свет пластинка «Saginam, Duslarim» (Скучаю, друзья). К группе присоединились гитарист Карим Шакир и кларнетист, флейтист Эрат Хайрутдин. Потом из-за работы, семейных хлопот музыку пришлось отодвинуть в сторону.



В 1985 году Бадретдин был приглашен на семинар, посвященный меньшинствам, где он рассказал о деятельности группы, после чего к нему подошли организаторы фестиваля Kaustinen. Так Бадретдин, Алкара, Шакир, Азиз образовали группу Başkarma. Новая команда выступала с концертами в финских городах, о ней выходили статьи в газетах. В состав позңе вошла и вторая певица, Батуль Хайрутдин. В 1989 году Başkarma приехала в Казань. Стоит отметить, что старые ленты музыкантов в то время с удовольствием слушали в Татарстане, но авторы пока не знали об этом: «Четыре полных зала, концерт в Арске, мы даже в каком-то колхозе поиграли, потом приехали к московским татарам. В те же годы мы записали в Финляндии альбом «Кизләү» (Родник), который был напечатан тиражом 10 000 экземпляров как в России, так и у нас. После этого в Москве два раза проходили концерты на Театральной эстраде. По словам директора Бориса Брунова, только мы собрали такое количество людей той осенью. Среди них были не только татары, но и русские, которые интересуются нашей музыкой...

Фото: Риф Якупов

В 1992 году группа распалась. Группу пригласили на первый Всемирный конгресс татар, и я приехал один, и с казанскими музыкантами из группы «АКТ» начал историю группы KGB – Kazan Gruppasi Bedretdin. В общем, тогда мне было тяжело. Для других людей, играющих в Başkarma, это было хобби, и я хотел продолжать, мы даже на несколько лет разругались и не разговаривали друг с другом…
Надо сказать, тогда я мечтал о больших переменах, которые произойдут в музыке, надеялся, что их осуществит какая-нибудь женщина. В начале двухтысячных годов друг из Турции написал мне письмо: в Австралии живет Зуля Камалова, и вы явно можете многое сделать вместе. Затем пришло письмо и от Зули, началась дружба. Услышав по телефону ее голос, я понял: она большой человек. Мы обменялись дисками, я послушал песни, и несколько месяцев не мог взять гитару в руку. Ведь она внесла столько новшеств в татарскую музыку! Затем Зуля приехала в Финляндию, где мы провели концерт, а она спела «Туган тел» в альбоме KGB. Мне стало легче.

Сейчас много современных артистов вышло и из вашего поколения. У меня есть несколько предложений. Если бы вы общались с представителями эстрады, встречались, пели бы вместе, питались эмоциями друг друга, стены бы исчезли. Надо общаться. Надо строить проекты и с классическими музыкантами. Все новшества повысят уровень нашей музыки и привлекут в нее новых людей».

Baskarma и The Sounds of Tsingiskhan – хедлайнеры фестиваля Tat Cult Fest.

Başkarma


The Sounds of Tsingiskhan