Квантовое кино
 
Медиаарт     27 ноября 2018

Авторы проекта «Квантовое кино», участники TAT CULT LAB / медиаарт, — Рустем и Александра Валиевы — рассказывают о том, как подружить квантовую физику и сознание, и снять идеальное кино.

Авторы проекта «Квантовое кино» — Рустем и Александра Валиевы

 

— Расскажите о себе, как вы пришли к созданию собственного сайнс-арт объекта?

Александра: По образованию я — магистр физики, но всегда очень любила кино и стремилась попасть в эту сферу. Закончила курсы во ВГИКе по специальности «Режиссер монтажа в кино» и какое-то время работала в кино и сериалах в Москве.

 

— Как возникла идея связать кино и физику?

Александра: Этой идее 15 лет. Придумала, когда училась на физфаке. На старших курсах нам преподавали квантовую механику. Квантовая механика — наука, благодаря которой мы пользуемся всей современной электроникой, лазерами, МРТ-сканерами, радио и ТВ. Предсказания квантовой механики проверены с большой точностью. В основании квантовой механики лежит парадокс кота Шредингера. Как говорится, без кота и жизнь не та. У нас на физфаке этот парадокс рассматривался в копенгагенской интерпретации. Но есть еще две альтернативные интерпретации парадокса, связанного с котом. Одна, предложенная Вигнером, учитывает сознание наблюдателя, другая, предложенная Эвереттом, разрешает парадокс дроблением Вселенной с образованием мультивселенной, состоящей из множества вселенных.

Парадокс кота Шредингера — мысленный эксперимент, предложенный австрийским физиком-теоретиком, одним из создателей квантовой механики, Эрвином Шредингером. Кота помещают в закрытый ящик вместе с колбой, содержащей ядовитый газ. Повторяем, эксперимент — мысленный! Там же находится небольшой кусок урана. Атом урана нестабилен (период полураспада от долей секунды до сотни лет), при распаде испускает частицы, которые можно зарегистрировать счетчиком Гейгера. Счетчик включает механизм, который опускает молоток и разбивает стеклянную колбу с ядовитым газом. Газ выходит и убивает кота.

В копенгагенской интерпретации, пока ящик не открыт— кот одновременно и жив, и мертв, находится в суперпозиции. В открытом ящике кота можно застать в одном из двух состояний, третьего не дано. А многомировая интерпретация гласит, что кот «переезжает» в альтернативные миры, «разветвляется»: в одном мире он жив, в другом мертв и ещё бесконечное число вариантов.
Нобелевский лауреат Юджин Вигнер говорил, что сознание обязательно нужно включать в эксперимент и учитывать его, потому что реакция человека на реальность определяет, куда он движется дальше. Каждый раз возможные события разветвляются в определенном направлении, наше будущее определяет даже самый простой выбор: улыбнёшься ты сейчас или нет?

 

Автор проекта «Квантовое кино» — Александра Валиева

Эту идею я захотела реализовать и снять свое кино. Но есть небольшая загвоздка, поскольку разветвленность событий слишком большая, кино получается слишком дорогим. Ветвь может бесконечно много плодиться на разные варианты событий, и тогда даже пятнадцатиминутная короткометражка будет стоить, как два полноценных фильма.

 

— До этого проекта вы были связаны с медиаискусством?

Александра: Я всё время пыталась пристроить и реализовать эту идею, но не понимала, как, какое оборудование необходимо для отслеживания неконтролируемых реакций человека на увиденное. В общем, пассивно ходила вокруг да около, пока муж не подарил мне на день рождения нейроинтерфейс, который теперь является главной частью нашего проекта. Это простой, в меру удобный и элегантный вариант.

 

Нейроинтерфейс
Рустем: С помощью нейроинтерфейса снимается ЭЭГ — электроэнцефалограмма — электрические импульсы, микротоки с определенных областей мозга считываются и через Bluetooth передаются на компьютер. Данные об альфа, бета, тетта ритмах объединяются с помощью алгоритмов в эмоции. Мы можем видеть активность головного мозга в виде графиков и цифр. В данном нейроинтерфейсе разработчики предложили готовый набор эмоций, которые можно фиксировать: стресс, релаксация, вовлеченность, фокус, интерес, возбуждение. С ними мы и работаем. В зависимости от реакции мозга, которая не контролируется сознательно, мы можем выдавать ему определённую ветку в развитии сюжета, чтобы получить для него «вау» эффект. Получается, что человек неосознанно управляет сюжетом. В результате можно выяснить, что удерживает интерес человека на протяжении всего фильма.

Автор проекта «Квантовое кино» — Рустем Валиев

Эта технология очень перспективная, многие компании в России и за рубежом используют её как маркетинговый инструмент. В медиа очень важно оценивать эффект, производимый продуктом, будь то фотография, иллюстрация, книга, кино, реклама. Существуют компании, которые занимаются анализом фильмов и видеороликов: продукт показывают фокус-группе, сидящей в нейроинтерфейсах, и изучают их реакцию. Таким образом, выявляют провалы в сюжете и исправляют их.

 

— Как бы вы хотели модернизировать проект в будущем?

Александра: Пока идея жила и зрела, она обросла дополнительными слоями. Над квантовой механикой есть теории посерьезнее: теория суперструн, М-теория, перемещение в пространстве и прочее…

 

— … это что-то из «Интерстеллара».

Александра: Да! Для описания очень подходит ключевая картинка, когда главный герой попадает в такое пространственное место, где нет времени и перемещаются картинки.

Кадр из фильма «Интерстеллар»
Александра: В будущем мы хотели бы снять своё кино. Наш проект сейчас — это пилотная версия, мы пробуем идею на чужом контенте. Для проекта мы выбрали шесть экранизаций книги «Алиса в Стране чудес». Поделили каждый фильм на сцены, по которым будет проходить разветвление сюжета. Если зрителю не понравится начальная сцена, то есть он не будет вовлечён в неё, то он перейдет на сцену из другой версии фильма. Можно начать с артхауса, а закончить аниме. В итоге каждый увидит свою «Алису в Стране чудес». Нам самим очень интересно посмотреть на результат. Этот проект — воплощение нашей мечты, потому что он объединяет в себе две самые потрясающие и загадочные вещи: Вселенную и человеческий разум.  

 

Автор проекта «Квантовое кино» — Александра Валиева
Ощутить себя режиссером и увидеть «Квантовое кино» можно будет на шоукейсе TAT CULT LAB / медиаарт с 3 по 9 декабря на территории стадиона «Казань Арена». Чтобы не пропустить новые интервью и полную программу мероприятия, подписывайтесь на нашу группу Вконтакте.
Фото: Оля Нестерова