Проекты Центра «Прометей»
 
Медиаарт     30 ноября 2018

Специальное конструкторское бюро «Прометей» —  пионеры медиаискусства России. Более полувека они ведут технические разработки в сфере аудиовизуального синтеза: светоконцерты, абстрактные фильмы, видеоарт, световой дизайн, саунд-арт, светографика.

На лаборатории мультимедийного и научно-технологического искусства TAT CULT LAB / медиаарт Центр «Прометей» представит три проекта: «Археология медиа — реконструкция световой партии концерта “Скрябин + Кандинский”», восстановленную видеоинсталляцию «Собака лает, караван идёт» и интерактивный объект «Лампофон».

Мы поговорили с руководителем проектов Центра «Прометей» Анастасией Максимовой о медиаархеологии, людях-синестетах и значении преемственности поколений.

 
«Археология медиа — реконструкция световой партии концерта “Скрябин + Кандинский”»
Анастасия Максимова: Данный проект это реконструкция визуальной партии уникального светомузыкального исполнения симфонической поэмы «Прометей» А.Н.Скрябина (Скрябин + Кандинский), которая состоялась 21 июня 1996 года в новом зале Казанской консерватории.
Василий Васильевич Кандинский (1866 — 1944) — русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма.

Александр Николаевич Скрябин (1871 — 1915) — русский композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке. Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «светомузыка».
Источник: Википедия
Пока Скрябин первым включает строку света в свое музыкальное произведение, параллельно с ним Кандинский говорит о том, что «художник, желая выразить свой внутренний мир, … будет искать применение музыкальных методов в своем искусстве». Удивительно, но два творца, высказывающих схожие мысли о слиянии искусств, о синтезе, еще долго не встретятся друг с другом — Кандинский живет и работает в Германии, Скрябин — в Москве. Их встреча произойдет значительно позже — в 1996 году на сцене Большого зала Казанской консерватории (ныне БКЗ им. С.Сайдашева).
Авторы проекта: Эллина Соколова, Елена Саховская.
Коллективу «Прометей» предлагают поучаствовать в юбилейном концерте, посвященном 50-летию Казанской консерватории. Галеев Булат Махмудович, руководитель «Прометея» и Ванечкина Ирина Леонидовна, его супруга, бессменный соратник по художественным проектам и исследователь творчества Скрябина, рискуют, решаясь провести параллель между революционными и новаторскими идеями Скрябина и Кандинского и устроить единомышленникам «встречу».

Во время работы над сценарием они выявляют определенную систему: картины Кандинского располагаются вдоль партитуры Скрябина практически в хронологическом порядке, то есть тематическое развитие скрябинского произведения оказывается созвучным эволюции творчества Кандинского.

На концерте 21 июня 1996 года слайды с картинами Василия Кандинского демонстрируются с помощью двух мощных диапроекторов PANI, соединенных специальным пультом. Пульт позволяет создавать различные визуальные эффекты в режиме онлайн — наплыв, проявление, выцветание, вспышка — параллельно с музыкой. Музыка — в исполнении симфонического оркестра, хора и солиста. Концерт проходит с огромным успехом и остается в истории, как совершенно уникальный проект.
Диапроектор «Протон»
Позже эту световую партию повторяют в демонстрационном зале «Прометея» Казанского Авиационного Института. Однако все видеозаписи светоконцерта «Прометей» (Скрябин + Кандинский) того времени имеют настолько низкое качество, что участники лаборатории TAT CULT LAB / медиаарт решают провести медиаархеологическое исследование: детально, покадрово восстанавливают проект по старым видеозаписям, ремонтируют светотехническую аппаратуру, воссоздают светоконцерт «Прометея» для дальнейшего исполнения и делают цифровую запись хорошего качества. В дальнейшем проект можно демонстрировать в качестве аудиовизуального перформанса или видеофильма.
«Собака лает, караван идёт»
СКБ «Прометей» — один из пионеров медиаарта и технологического искусства в России — с 60х годов XX века объединяет в своих работах науку, технику и искусство. Первая российская выставка медиаискусства прошла именно в Казани — в 1989 году. И сейчас, когда молодые авторы демонстрируют свои инновационные идеи на шоукейсе лаборатории TAT CULT LAB / медиаарт, становится особенно важно сохранить и показать тот богатый исторический контекст, который есть у столицы Татарстана. Первые видеоинсталляции и аналоговые приборы показывают, какой длинный путь прошло технологическое и медиаискусство. Чтобы подчеркнуть преемственность поколений, кроме проекта «Археология медиа — реконструкция световой партии концерта “Скрябин + Кандинский”», будет восстановлена и продемонстрирована еще одна инсталляция со смешанными медиа — телевизор, лазер и проекция — впервые представленная в 1990 году в Казани на концерте Multi-media. Инсталляция раскрывает тему бренности бытия.
Проект «Лампофон»
Еще один проект, который мы покажем на шоукейсе TAT CULT LAB / медиаарт — «Лампофон». Когда-то для разных проектов «Прометей» закупил огромное количество ламп разных размеров с колбами необычной формы. Эти колбы при постукивании издают очень приятные звуки, похожие на звук колокольчика. Мы поняли, что у нас выстраивается целая гамма, получается перкуссионный инструмент. Первый вариант мы сделали для международного фестиваля «Киберфест», прошедший в 2010 году в Санкт-Петербурге. Тема того фестиваля — «осмысление домашнего быта и обихода в условиях дигитальной цивилизации». Эта тема вдохновила нас переосмыслить лампы: вместо источника света сделать их источником звука. Мы с коллегами, которые занимаются электронной музыкой, решили доработать инструмент, чтобы у него было больше возможностей звучания. Теперь звуки, возникающие при постукивании, будут сниматься датчиками, преобразовываться, и на выходе появится возможность нескольких вариантов звучания: например, звон колоколов, металлофона — любой запрограммированный звук. Люди смогут играть на нем и, меняя настройки, совмещать звук самой лампы и тот, что сгенерирован электроникой.
Фото: Лампы для проекта «Лампофон»
Частый и вполне закономерный вопрос, который нам задают: «Светятся ли лампы?» Теоретически их можно заставить светиться. Но, так как эти лампы старые и предназначены для больших прожекторов, они потребляют до трех киловатт энергии — это очень много. Можно сделать подобные лампы со светодиодами, но следует помнить, что целостность лампы влияет на ее звучание, никто не гарантирует, что мы достигнем тех же характеристик звука.

С другой стороны, есть еще один важный аспект — возможно ли конкретный звук перевести в конкретный цвет? Нота «до» — красная или жёлтая?Однозначного перевода ноты или тона в определенный цвет нет. У каждого человека определенная нота и даже определенная музыкальная фраза будет вызывать различные, иногда противоположные эмоции. Тональности каждый тоже воспринимает по-своему.

Большая часть людей воспринимает бравурный до-мажор в оранжевом, красном, жёлтом цвете, грустный си-минор в коричневом, фиолетовом — но это вовсе не правило. За годы исследований сотрудниками СКБ «Прометей» было опрошено 25 тысяч членов творческих союзов. Анкетирование проводилось с целью выявить закономерности в синестетическом (межчувственном) восприятии музыки. Результаты опроса подтвердили предположения, что четкой регулярной закономерности между возникновением цвета при прослушивании той или иной тональности нет, хотя другие визуальные ассоциации (например, между тембром и насыщенностью цвета) значимы почти для всех людей.
Восприятие музыки индивидуально для каждого человека. Поэтому, с художественной точки зрения, визуализация музыки тоже индивидуальна. В противном случае мы получим гирлянды или, запрограммированные под ритм, световые прожекторы на дискотеках. Это весело, создает праздничное настроение, но не имеет художественной ценности.
Лампы на этом объекте, если и должны гореть, то каждый раз по-разному, в зависимости от музыкального произведения, от того настроения, которое в нем заложено. То есть к теоретической задаче прибавляется еще чисто техническая, связанная с программированием света для каждого произведения, для каждого художника, для каждой эмоции.
У нас в лаборатории TAT CULT LAB есть несколько проектов, связанных с эмоциями: «Квантовое кино», «Вместо пустоты», «Акустические Модели Архитектуры», «Звуковой портрет Казанского Кремля» — все они основаны на эмоциональном, чувственном восприятии окружающего мира. Основой таких исследований и проектов являются межчувственные связи, ассоциации, которые называются синестезией. С рождения каждый человек обладает определенными синестетическими способностями: если отвлечься от всего, закрыть глаза и заглянуть внутрь себя, можно представить, какого ты цвета, какого цвета твоё имя. Да и многие метафоры, основанные на таких ассоциациях, прочно вошли в наш язык: «кричащие краски, теплый цвет, бархатный голос и другие» У детей, например, хорошо получается рисовать музыку. Чем меньше штампов в голове, тем лучше получаются подобные сопоставления; такие люди могут сказать, какого цвета вторник, какого цвета у них сегодня настроение. Если регулярно развивать межчувственные связи, у детей развиваются и креативные способности. Светомузыка и медиаискусство имеют синестетическую основу. Наличие таких проектов в дальнейшем, возможно станет нашей, казанской, особенностью.
Руководитель проектов Центра «Прометей» — Анастасия Максимова
Медиаскусство в каждой стране немного своё. Об этом будут говорить наши спикеры, у которых большой опыт работы и общения с зарубежными коллегами. Следует упомянуть, что развитие этого направления тоже идет неравномерно в разных странах, в том числе и в России. Наша задача сделать так, чтобы Казань, которая была центром медиаискусства, не пропадала в безвестности, чтобы мы продолжали поддерживать интерес к этому актуальному направлению и по праву заняли достойное место среди современных медиахудожников. У нас хорошие корни и есть все предпосылки для развития. Нужно, на мой взгляд, не забывать традиции, знакомить молодёжь и с историей, и с перспективами синтеза науки, технологий и искусства. На сегодняшний момент технические проблемы в искусстве, которые казались нерешаемыми в прошлом веке, решаются быстро, но художническое видение мира то же.

Художники и инженеры остаются людьми, которые меняют мир, чувствуют дух времени и, каждый по-своему, реагируют на него, меняя наше будущее. Об искусстве будущего говорил в своих книгах и статьях Булат Махмудович Галеев — доктор философских наук — разработал периодическую систему искусств. Она подобна периодической системе химических элементов — в ней заложены уже существующие и только возникающие жанры художественной деятельности. Радиотеатр, звуковая среда, световая архитектура, светомузыкальные представления-перформансы — то, что сейчас становится произведением искусства, уже предсказано в ней.

Проекты Центра «Прометей» и молодых участников лаборатории TAT CULT LAB / медиаарт можно будет увидеть с 3 по 9 декабря на территории стадиона «Казань Арена».