«Искусство и архитектура – две вещи, которые помогают привести космос к понятным для людей масштабам»
 
Медиаарт     6 февраля 2019

В рамках образовательной программы TAT CULT LAB / медиаарт аудиовизуальный художник, журналист, основатель проекта CDM Питер Кирн прочел лекцию на тему «Архитектура и космос: история и современные технологии иммерсивного купола». Для всех, интересующихся концепциями восприятия космоса, аудиовизуальными представлениями, и архитектурой, как дополнительным способом обыграть изображение и звук, приводим конспект лекции эксперта из Берлина.

О сотрудничестве с Центром «Прометей»
В мире существует узкий круг людей, заинтересованных в продвижении аудиовизуального искусства. Зачастую сообщества, создающие интересные сочетания звуков и образов, стремятся к объединению. Заслуга Центра «Прометей» в том, что он одновременно является и местом, которое сводит людей с одинаковыми интересами вместе, и площадкой для изобретений, которые разрабатываются в этой области.
О создании аудиовизуального искусства и площадках для его демонстрации
В Казани мероприятия, подобные лаборатории мультимедийного и научно-технологического искусства TAT CULT LAB / медиаарт, проходят не так часто, как, например, в Берлине, где постоянно происходят события, связанные с аудиовизуальным искусством – порой люди даже устают от этого.

Сегодня я хочу рассказать, как лучше использовать архитектуру для демонстрации аудиовизуальных представлений.

В качестве примера я выбрал планетарий. Это особое место, которое способно рассказать об отношении человека к Вселенной. Звучит возвышенно, но так и есть. По сравнению с Вселенной мы крошечные – и это один из главных вызовов, который мы испытываем, живя на Земле.
О размерах человека в масштабе Вселенной, и о том, как архитектура и искусство помогают человечеству осмыслить концепции бесконечности
Английский писатель-сатирик Дуглас Адамс во второй части книги «Автостопом по галактике» рассказывает о значении адекватного восприятия перспективы. Ирония в том, что жена героя Трина Трагулы по тридцать восемь раз на дню повторяет: «Тебе не хватает чувства меры». Тогда он создает модель Вселенной в масштабе 1:1, и показывает её жене. Она, увидев бесконечность мироздания и свою ничтожность по сравнению с ним, погибает в тот же миг. Главная мысль этой истории в том, что, как только человек реально увидит, насколько он крошечный, он может мгновенно сойти с ума и умереть от испытанного шока. Дуглас Адамс говорит нам, что чувство перспективы, несомненно, необходимо, но не в полном, а в ограниченном масштабе. Этим примером я хочу сказать, что архитектура и искусство – это то, что помогает нам понять концепции бесконечности. Например, космос и время. Благодаря современным технологиям, например, телескопу Хаббл, у нас появилось новое видение космоса. Ну, а в отношении времени стоит заметить, что сейчас мы наблюдаем относительно короткий временной промежуток после Большого взрыва. Я расскажу вам, как мы пришли к современному этапу понимания Вселенной, какими пространствами пользуемся для представления аудиовизуальных работ, и как все это работает на техническом уровне.
О роли искусства в космическом масштабе
В английском языке нет слова, которое объединило бы Вселенную в её культовом, сакральном и реальном смысле. Эту роль выполняет искусство - то, что позволяет поместить Вселенную в нечто небольшое и компактное, в то, что человек способен осознать. Для себя я выработал определённую концепцию космоса, в которой пересекаются два понятия: сакральное и материальное. Благодаря подобной концепции у человечества когда-то появилась мысль отправить человека в космос. Без этого ничего не произошло бы. Возвращаясь к примеру Дугласа Адамса, я скажу: нам нужны писатели-фантасты и люди, которые способны размышлять о возможном будущем, так как именно они определяют, в каком в направлении движется человечество.
Искусство и архитектура – две вещи, которые помогают привести космос к понятным для людей масштабам.
Об использовании планетариев в качестве площадок для демонстрации аудиовизуальных представлений
Тема планетариев заинтересовала меня, в первую очередь, благодаря детским впечатлениям: будучи ребенком, я часто ходил в храмы и разглядывал купола здания. Став взрослее, я изучил их историческое значение: современные планетарии берут своё начало в далеком прошлом, а именно с росписи куполов различных храмов, что являлось интерпретацией людьми неба и космоса. Теперь же сакральное значение отношений человека с Вселенной тесно связано с наукой.

Планетарии и здания с купольной архитектурой идеально подходят для демонстрации современных аудиовизуальных представлений. С технической точки зрения все, что нам нужно – полное погружение человека в изображение. Под погружением я подразумеваю, что изображение должно занимать все поле зрения человека, а звук должен исходить не из одного динамика. Преимущество купола в том, что, в отличие от кинотеатра, его изображение и звук занимает все пространство. И с этой точки зрения не важно, какой звук мы используем: цифровой или аналоговый. Важно, чтобы он был многоканальным, чтобы создатель мог с высокой точностью позиционировать источник этого звука. Серьезным вызовом для художников в последнее время является возможность сделать такие пространства масштабными и доступными

Звуковые проигрыватели виртуальной реальности с охватом в 360° сейчас используются многими крупными компаниями, например, такими как Google, Facebook. Я думаю, в ближайшем будущем такая технология станет доступной всем, и люди смогут использовать её в домашних условиях.
О лекции и аудитории
Мне было интересно проводить эту лекцию, ведь это – стимул открывать модные тенденции и перспективы, в том числе на международном уровне. Общая работа, которая здесь происходит – это здорово. Находясь в подобной аудитории, в полной мере ощущаешь её талант и креативную энергию.
О наследии «Прометея»
Работы «Прометея» – целая параллельная вселенная. На первый взгляд, это цифровая техника – не примитивная, а передовая технология. Зачастую эта что-то создается руками (оптика и механика), и это демонстрирует навык аэрокосмического инжиниринга. Я думаю, что из симбиоза новых технологий появятся новые формы гибридного искусства, невиданного раньше. Многие техники и концепции, которые разрабатываются «Прометеем» опережают даже наше время.