Epic
 
Медиаарт     11 декабря 2019

Перформанс Epic — миди инструментальный проект, исполняемый пятью музыкантами под визуальный ряд — триптих «Связь времён». Мы поговорили с автором проекта — композитором Байару Такшиной — о том, как создаётся музыка, близкая к эпосу, и что связывает её с картинами художника из Алтая.

Расскажите о себе?
Меня зовут Такшина Байару Ивановна, для друзей просто Бая. Я родом из Горно-Алтайска, Республика Алтай (не путайте с Алтайским краем). Алтайцы – горный народ, мы граничим с Тывой, Китаем, Монголией. Это сказывается на нашей культуре: у нас совершенно другое мироощущение, нам близки горловое пение, шаманизм, духи.

Я с детства сочиняла стихи и песни, с музыкального колледжа начала серьезно увлекаться композицией. Закончила Новосибирскую консерваторию по классу композиции, сейчас являюсь ассистентом-стажером Казанской консерватории.
Такшина Байару - автор проекта
Где и как вы придумали перформанс Epic?
Весной я побывала в творческой точке «Смена», где впервые увидела документальный фильм о художнике Дэвиде Хокни. Меня удивила музыка, которая сопровождала его картины на экране – этот синтез полностью поглотил моё внимание. По дороге домой я решила, что тоже напишу музыку под визуальный ряд, чтобы она разыгрывала линии, орнаменты.
Почему ваш выбор пал на картины Аржана Ютеева?
Все лето я изучала творчество интересных художников и скульпторов. Так я наткнулась на триптих Аржана Ютеева «Связь времён». Его картины покорили меня своим стилем: яркие цвета, космос, эпичность – все, что мне по душе. В них есть и сказитель с национальным инструментом в руках, и танцующая женщина, и шаман с круглым бубном – неотъемлемые герои культуры.

Тема космоса и звезд распространена в эпосе любых народов мира, не только у алтайцев. Именно поэтому музыканты, надевая медальоны, произносят слова «гравитация», «космос», «вселенная», «героический эпос» – это названия четырех частей произведения.
Как проходила работа над произведением?
Каждый такт давался мне очень сложно, я хотела написать серьезное произведение, чтобы даже визуально партитура выглядела современно и красиво. Если вы откроете ноты, то увидите много пометок, пожеланий, знаков, отсутствие тактов в первой и второй части, высокие ноты на множественных добавочных линейках без восьмёрки (знак играть на октаву выше) – все для визуальной красоты.

Я начала писать музыку в конце сентября, закончила через месяц. Премьера перформанса Epic состоялась на открытии шоукейса TAT CULT LAB / медиаарт. На следующий день ее исполнили на концерте Союза композиторов Республики Татарстан.
По какому принципу были выбраны инструменты — флейта, кларнет, фортепиано, скрипка, виолончель?
Я знала о скором появлении ансамбля «София», об их составе, получается, я писала специально для них. Как только ансамбль появился, Миляуша Хайрулина — его художественный руководитель — сразу взялась за проект Epic.
Какой посыл, по вашему мнению, должен считать зритель перформанса?
Я хочу, чтобы зритель перформанса, слушая музыку, чувствовал мощь природы, космоса, вселенной. Слышал, как культура и мировоззрение связаны общей энергией: природа плюс человек, разум плюс божество. На фоне все время звучит электронный звук метронома, как лейтмотив космического корабля.

Во второй части произведения я хотела бы погрузить музыканта и слушателя в транс. Если кто-то расскажет мне свою интерпретацию, я с удовольствием выслушаю её и приму.
Произведение Epic созвучно другим вашим работам или выбивается из общего ряда?
За последние два года моя музыка очень изменилась, я написала такие сочинения как «Хикикомори», «Гора», «Три комнаты», «Минималист». В конце апреля я планирую крупный перформанс в КЦ «Московский», мне кажется, проект будет классным. Буду рада встретиться с вами там!