Эксперименты с электроникой: арт-объекты художника Владимира Муртазина
 
Медиаарт     10 декабря 2018

Владимир Муртазин – казанский художник, находящийся в состоянии постоянного эксперимента с разными направлениями искусства. Он рассказал TAT CULT о том, что заставило студента мехмата стать художником, как он пришел к медиаарту и работе с электроникой, и какой смысл заложил в проекты «Сердце = Время» и «Это природа или как делить бюджет, исходя из закона Ома».

Интерес к science art
Я задумался о реализации проектов на стыке науки и искусства пару лет назад. Тогда я хотел вести курсы по science art на базе университета, мне была интересна мысль скрестить два разных вида мышления: художественное и техническое. Я говорил на эту тему с разными людьми, однако и философы, и ученые говорили мне, что это невозможно. А я считаю иначе. Мне кажется, что задача человечества состоит в том, чтобы научиться думать художественно. Я попытался передать это в своих проектах, которые разработал и представил во время работы лаборатории мультимедийного и научно-технологического искусства TAT CULT.
С чего всё начиналось
В детстве мне нравились точные науки. Трое учеников из нашего класса постоянно боролись за статус самого умного, я был в их числе. При этом мы, как юные химики, даже умудрялись создавать взрывчатые вещества в домашних условиях. А потом каждый из нас хвастался, что мы умудрились сделать.

После окончания школы я хотел пойти учиться на физика-ядерщика, но в итоге выбрал мехмат. Там мы с друзьями издавали независимую настенную газету, среди наших общих друзей были художники. Именно после знакомства с ними я понял, что тоже хочу заниматься искусством (похожий выбор сделала автор проекта «Квантовое кино»). Я бросил обучение и ушел в жизнь, но позже осознал один печальный момент – оказалось, я не хочу славы.
Работа с электроникой
Мне нравится, что, во-первых, благодаря электричеству можно кодировать все подряд – мы можем записывать аудио и видео. При этом возможности электрического сигнала очень широки: мы можем по записанным голосам различить тех, кто говорит, понять, какие инструменты играют. И все это – электричество, которое течет по проводам. Во-вторых, меня интересует различие аналогового и дискретного сигналов. Все компьютеры – дискретные устройства, это матрица с предсказуемым результатом. А аналоговый сигнал – это состояние системы. Электричество такая штука, оно либо есть, либо нет. И если оно есть, то это – состояние абсолютного равновесия

Проекты для TAT CULT LAB / медиаарт
В проекте «Это природа или как делить бюджет, исходя из закона Ома», зритель видит, что законы физики можно применить не только для расчета электрических схем, но и для того, чтобы понять, как распределить бюджет. Объект состоит из трех схем: идеальное, иерархическое и криминальное распределение. Это, естественно, шутка. В реальном мире всё сложнее. В данном случае черный юмор, заложенный в объект, намекает: может, современных экономистов заменить схемотехниками?

Второй проект «Сердце = Время» также продолжает тему электричества. Электричество в данном арт-объекте переводит энергию пульса в механическое движение стрелки. Благодаря современным датчикам и микроконтроллеру Arduino можно взять сигнал с датчика и перенаправить его в шаговый двигатель. Так, благодаря сердечному ритму, на выходе мы получаем часы. Это же интересно, была энергия пульса, а получили время. Я хочу показать зрителю, что жизнь скоротечна. С каждым ударом сердца уходит часть отведенного нам времени. Мне кажется, с эмоциональной точки зрения это должно произвести сильное впечатление.
Планы на будущее
У меня много планов на будущее. Один из проектов называется «Жертвоприношение». В нем зритель сам спаивает предохранитель. Ему предлагается проволока различного сечения (чем больше сечение, тем больше придется поработать), затем зритель крутит ручку электрогенератора: электричество накапливается, происходит разряд и предохранитель сгорает. Это и есть акт жертвоприношения. Суть в том, что в жертву мы приносим не предохранитель, а свой труд и время.

Также в моих планах продолжить исследования фактур различных материалов (узнать больше об интерпретации работы с фактурами можно здесь); организация выставок своих и коллективных работ. Я считаю, что задача художника состоит в том, чтобы максимально понятно донести свои идеи до зрителя. Автор взаимодействует через свое произведение со зрителем, и зритель платит ему тем же. Главное во всем этом – дать правильный посыл, и если зритель его поймет, значит, автор правильно сделал свою работу.
 
Фото: Оля Нестерова